08.12.2017

Разворот на Таймыр

Норильск,  ЗАПОЛЯРНАЯ ПРАВДА -   Согласитесь, приятно наблюдать за ходом планирования и развития глобальных инфраструктурных проектов. Людям нравится обсуждать дороги огромной протяженности, будущие комбинаты и города, способные дать регионам новую жизнь иди вдохнуть ее заново. Релизы от крупных компаний, суммы государственного и частного финансирования, сроки, графики... Все это завораживает, территории ждут. Порой бесконечно. Однако жизнь показывает, что чаще всего большое начинается с малого. И лишь потом подтягиваются по–настоящему крупные игроки. Напомню, что и наш Норильск строился не сразу: медь братьев Сотниковых осталась невостребованной и была списана в казну, то есть в убытки. А первый норильский уголь предназначался для экспедиции Б. А. Вилькицкого и последующей бункеровки торговых и военных судов стран Антанты. Всего лишь. Вывозить его на материк никто не собирался. И лишь потом у реки Норильской возник огромный стратегический комбинат.

А вот и свежая новость, наглядно иллюстрирующая последовательность таких процессов. Мы все чаще слышим о редкоземельных металлах, об их значении и дефиците. Но мало кто знает, что в якутском Заполярье, в пределах Оленекского улуса, в 400 километрах к югу от побережья моря Лаптевых и примерно на четыре градуса севернее полярного круга, находится комплексное месторождение Томтор, имеющее запасы редкоземельных металлов (РЗМ), востребованных в высокотехнологичных отраслях. О Томторе начали говорить еще в 1985 году, однако более 15 лет сюда не ступала нога геологов — пока в 2014–м за дело не взялся «Восток Инжиниринг», дочерняя компания «ТриАрк Майнинг», выигравший аукцион на право пользования участком недр. В начале июня этого года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в интервью ТАСС заявил, что освоение Томтора начнется уже в 2018 году.

Томтор — основной стратегический сырьевой источник РЗМ в России, уникальный как по запасам, так и по содержанию полезных компонентов. Количество пентаоксида ниобия в руде участка «Буранный» в три раза превышает его содержание на самом богатом месторождении мира Араша в Бразилии. Оксиды РЗМ применяются при производстве магнитов, электродвигателей, ветровых и солнечных электростанций, в электронике, химпроме и медицине, в авиастроении, космической и оборонной промышленности. И всего этого на Томторе больше, чем где бы то ни было на Земле. Ниобий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, европий и самарий — группа состоит из 17 элементов.
Даже небольшое количество РЗМ придает стали уникальные качества, позволяя создавать совершенные материалы для скоростного транспорта, небоскребов и мостов. Скандий делает алюминий прочным, предотвращая окисление, так что корпуса самолетов и автомобилей можно делать не из железа, а из легированного скандием алюминия. Кстати, корпуса шаттлов в Домодедово или Внуково, перевозящие вас по территории, изготовлены именно из такого сплава — они легкие, экономится топливо. Если обычный электропровод легировать скандием, он становится практически вечным. А с добавкой иттрия проводимость увеличивается в 2,5 раза. При использовании комбинаций из шести–восьми РЗМ получаются материалы с фантастическими характеристиками.

Надо сказать, что проект освоения месторождения вызвал в Якутии большой общественный резонанс, спровоцированный вбросом в соцсети информации о радиоактивной руде. Проверка, проведенная инспекцией охраны природы, опасения не подтвердила, а представители компании выступили с заявлением о полной безопасности своего сырья. Уран и торий действительно сопутствуют РМЗ на всех месторождениях, однако радиоактивный фон совершенно нормален. В тонне руды Томтора содержится всего 50 граммов урана. В тонне обычного гранита его может быть в два раза больше, в тонне обычной почвы — 30 граммов. Средний показатель фона в метре от ящика с рудой — около 30 мкР/ч, такой же, как во многих зданиях. При этом естественный фон в пассажирском салоне самолета рейса Норильск — Москва, идущего на эшелоне, — 300 мкР/ч. Руда Томтора относится к первой транспортной категории, транспортировка такого груза допускается любыми видами транспорта, как безопасного в радиационном отношении. Тем не менее перевозка будет осуществляться в биг–бэгах по 2–3 тонны.

Объем мирового потребления РЗМ — около 180 тысяч тонн в год, и с развитием технологий он только растет. А монополистом на рынке РЗМ остается имеющий месторождение Байюнь–Обо Китай, который сам же и потребляет около 70% продукции. Редкоземельные металлы крайне необходимы японцам, корейцам, немцам и французам, производящим высокотехнологичную технику и оборудование, которое Россия сейчас вынуждена покупать за границей. Мы можем предоставить заграничным партнерам все необходимое с условием строительства у нас заводов по производству РЗМ, в том числе и ориентированных на внутренний рынок. Главное, чтобы было сырье, руда. И оно появилось. Цена? Килограмм скандия с примесями на мировом рынке стоит около 1,5 тысячи долларов, а очищенного до «трех девяток» — 15 тысяч долларов.

И здесь мы переходим к главной для всех жителей Таймыра сенсации. По сообщению пресс–службы «ТриАркМайнинг», соседи наконец–то определились с маршрутом транспортировки. Теперь вывозить руду на переработку планируют через Хатангский морской порт. Компания выбрала самый короткий маршрут по Якутии, протяженность трассы в сторону Красноярского края составит не более 180 километров, а общая протяженность — около шестисот. Трасса свяжет Оленекский район с портом Хатанги, пользоваться зимником смогут и местные жители. Такой маршрут не предполагает переход через реки, единственная ледовая переправа на реке Анабар планируется в районе минимальных глубин, где уже действует переправа компании «Алмазы Анабара», говорится в сообщении пресс–службы. На сегодняшний день выполнена оценка возможности строительства зимника, подписано соглашение о намерениях с Хатангским морским торговым портом. Строительство зимника начнется в конце 2020 года, начало перевозки руды запланировано на январь 2021 года. Летом 2018 года будет произведена трассировка будущего зимника.
Для перевозки руды образуют автопредприятие, на котором создадут до полутысячи рабочих мест. Приоритет в трудоустройстве отдан жителям Оленекского улуса. Обогащение руды будет производиться за пределами Якутии, но окончательное решение по площадке еще не принято. Ранее прорабатывались и варианты с прокладкой трассы на восток, в сторону реки Лена со строительством на ней причалов, при этом протяженность зимника составила бы 439 километров. Но все они признаны менее надежными вследствие большого количества ледовых переправ и высоких затрат. Лена — река сложная, причалы пришлось бы ежегодно восстанавливать. Учли и большие риски, связанные с меняющимся руслом и большим количеством ледовых переправ зимой.

Что же в перспективе получит наша Хатанга?
Прежде всего динамично развивающийся морской порт с постоянно увеличивающимся трафиком за счет дальнейшей разработки всего так называемого Томторского треугольника. Новые исследования в три раза увеличили прогноз запасов, выявив новые типы богатых руд. Это дефицитный марганец, все месторождения которого после распада СССР оказались на Украине. Запасов Томтора достаточно, чтобы полностью закрыть потребность страны в этом ископаемом. Ведь изученные участки — «Буранный», «Северный» и «Южный» — это лишь вершина айсберга. Рядом лежат три других интересных массива. На западе Уджинского поднятия, на котором находится месторождение, ведется добыча алмазных россыпей, но попутно там находят платину, и довольно много.

Здесь же обнаружено месторождение импактных технических алмазов Попигайского кратера, образовавшихся около 30 миллиардов лет назад в результате падения огромного метеорита. Попигайские алмазы в несколько раз тверже обычных естественных и синтетических камней, имеют более высокие абразивные и режущие свойства. Есть шансы на выявление богатых алмазных месторождений, аналогичных по параметрам трубкам «Мир» и «Удачная». При комплексном развитии сформируется горно–геологический кластер, где содержатся РЗМ, попигайское сырье, металлы платиновой группы и ювелирные алмазы. Треугольник — настоящая кладовая всей планеты, запасов хватит на ближайшую тысячу лет. И этот кластер расположен в Арктике, что имеет огромное геополитическое значение.

Не надо забывать и о том, что с 2014 года «Роснефть» провела в море Лаптевых беспрецедентную геологоразведку, в результате которой стало ясно, что, по предварительным оценкам, общий ресурсный потенциал моря Лаптевых достигает 9,5 миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте. По сути, объявлено об открытии первого месторождения углеводородов на шельфе Восточной Арктики. От места производства работ вблизи полуострова Хара–Тумус до Хатанги всего 350 километров. А в ближайшее время на восточно–таймырском участке планирует начать бурение и «ЛУКОЙЛ». Конечно же, нефтяникам понадобится надежное снабжение и развитой морской порт.

Помимо создания новых рабочих мест — а значение этого для северного поселка переоценить невозможно — Хатанга может получить круглогодичную дорогу в Якутию, качественный зимник и летние переправы, по которым можно доставлять промышленные грузы и в обратном направлении, на горные предприятия. Все это позволяет рассчитывать на то, что Хатанга превратится в подобие северо–восточной Дудинки, пусть поначалу и с приставкой «мини», а на Таймыре появится еще один логистический узел — новая опорная территория, которых так не хватает к востоку от Енисея.