08.12.2017

Как будут возить руду?

ЯКУТСК ВЕЧЕРНИЙ - В понедельник компания «Восток Инжиниринг», владеющая лицензией на разработку участка «Буранный» Томторского месторождения редкоземельных металлов, сообщила точную логистику транспортировки руды. Радиоактивное сырьё по реке Лене вывозить не будут!

Каков утверждённый маршрут, где будет производиться переработка руды, сколько рабочих мест создадут, не будет ли нарушен путь миграции северного оленя - на эти и другие вопросы корреспонденту «ЯВ» ответил Сергей СЕРГИЕНКО, руководитель компании «Восток Инжиниринг»:

—Руда на переработку будет транспортироваться через Хатангский морской торговый порт. Утвержденный маршрут предусматривает наиболее короткий маршрут перевозки руды по территории Якутии: Томтор - Хатангский морской торговый порт (Красноярский край). Протяженность трассы на запад в сторону Красноярского края составит не более 180 км. При прокладке трассы на восток, в сторону Лены, протяженность зимника составила бы 439 км. Новый зимник свяжет Оленекский район с Красноярским краем и портом Хатанги. Маршрут не предполагает использование рек для перевозки руды, не пройдет через населенные пункты и не затронет особо охраняемые природные территории. Единственная ледовая переправа на территории Якутии на реке Анабар планируется в районе минимальных глубин (1,5-2 метра).

—Почему изменили вариант с транспортировкой руды по Лене через Качикатцы или Бестях? Можно ли сказать, что протест жителей поселка и экологов был услышан?
—Не было никакого утвержденного варианта везти через Качикатцы. В феврале, когда общественность решила задать нам вопросы, просто не была закончена оценка. Было несколько вариантов - финалистов. Выбор сделан буквально на днях. В связи с этим, мы не изменили выбранный вариант, а просто утвердили окончательный. Решение по варианту логистики было принято по результатам экономической эффективности и комплексной оценки технических, логистических и экологических рисков. Высокие капитальные затраты на строительство и восстановление причалов. Перепады уровня воды в районе Приленска достигают 20 ме¬тров. Сложный гидрологический режим в районе Качикатцев: река постоянно меняет русло, создает мели. Необходимо каждый год строить новый причал, при этом сложно рассчитать, до какой точки его нужно довести. Потребуются затратные дноуглубительные работы. Большое количество ледовых переправ на зимнике Томтор - Приленск, в том числе переправа через реку Оленек.

—Еще одним из вариантов транспортировки руды рассматривался Севморпуть через Тикси или Юрюнг-Хая. По какой причине отказались от него?
—Причин несколько. Во-первых, портово-складская инфраструктура Юрюнг-Хая в текущем состоянии не может обеспечить перевалку руды в объеме 200 тысяч тонн, потребуется строительство портопункта с причалами и вахтового поселка, а также склада хран¬ния руды. Во-вторых, в районе порта отсутствует пригодная для склада незатопляемая территория и удобная акватория для строительства портопункта. И в-третьих, очень короткий навигационный период - порядка 60 дней и сложные условия судоходства. Для выхода на Тикси потребуется строительство более протяженного зимника с множеством ледовых переправ, в том числе через реки Лена и Оленек. Верхоянский хребет трудно-проходим для рудовозов.

—Какая будет планируемая продолжительность вывоза руды с месторождения?
—С момента строительства зимника и по начало таяния снежного покрова, ориентировочно 4 месяца с января по начало мая.

—Есть ли вероятность возврата к варианту транспортировки по Лене?
—Строительство и содержание портопункта в Приленске технически трудно реализуемо, а русловые деформации дна реки Лены в районе портопункта Катчикацы не гарантируют необходимой глубины для разгрузки барж нужной нам грузоподъемности в 3 тыс. тонн, особенно во второй половине навигационного периода.

—С выходом на проектную мощность каково планируемое количество грузовозов в сутки?
—Автопарк будет насчитывать до 240 автомобилей. Они будут одновременно находиться на зимнике в период перевозки руды.

—Будут ли задействованы существующие зимники?
—К сожалению, в Оленекском районе нет государственных и ведомственных зимников, проложенных в сторону Красноярского края. Для перевозки руды Томтора планируется строить отдельный зимник.

—В таком случае где будет складироваться вывозимая руда?
—На месторождении и на специализированной площадке в районе порта Хатанга.

—Какая упаковка руды выбрана?
—Планируется упаковка на месторождении и перевозка руды в герметичных промышленных биг-бэгах, исключающих протечки и пыление. Кроме того, по территории Якутии добыча и перевозка руды будут проводиться исключительно в зимнее время при отрицательных температурах.

—Вы уже определили, где будет перерабатываться руда?
—Гидрометаллургический комбинат проектируется в городе Краснокаменске Забайкальского края.

—В каком порту будет производиться перегрузка руды из автотранспорта в железнодорожные вагоны?
—Сейчас рассматриваются несколько возможных портов разгрузки руды.

—Будут ли проводиться этнологическая экспертиза и общественные слушания по проекту зимника?
—Сейчас проекта зимника еще нет, проведена камеральная оценка возможности его строительства (на основании топографических карт масштаба 1:200000). Как только проект будет готов, он в установленном законом порядке пройдет необходимые согласования и экспертизы.

—Может ли зимник повлиять на маршруты выпаса и миграции оленей?
—Маловероятно. Эксплуатация зимника будет осуществляться в межмиграционный период. Мы планируем проведение мониторинга миграции оленей с привлечением специализированных организаций. Также проведем консультации с общественностью в Оленекском районе. В ближайшие дни летим в Оленек и Жилинду.

—Когда планируется открытие зимника и начало перевозок?
—Начало перевозки руды по зимнику планируется в январе 2021 года. Строительство зимника - конец 2020 года.

—Сколько рабочих мест создаст автотранспортное предприятие? Какие условия найма предполагаются?
—Автотранспортное предприятие - до 500 человек в период эксплуатации зимника. Будем стремиться к тому, чтобы кадры были из Якутии и в приоритетном порядке из Оленекского района.

—Будут ли привлекаться якутские перевозчики?
—Мы уже ведем переговоры с потенциальными якутскими подрядчиками.

—Где будут располагаться ремонтные базы, склады ГСМ и запчастей, где будут проживать работники создаваемого автотранспортного предприятия? Будет ли задействована Жилинда?
—Сотрудники будут проживать в вахтовом поселке на территории месторождения. Непосредственно в Жилинде размещать инфраструктурные объекты не планируется. Однако для жителей Жилинды и всего Оленекского района будут созданы рабочие места, а также предоставлена возможность использования зимника, который свяжет Жилиндинский наслег с Красноярским краем.


Напомним, в мае 2014 года ООО «Восток Инжиниринг» выиграло аукцион на право пользования недрами участка «Буранный» Томторского месторождения редкоземельных металлов (РЗМ), расположенного на территории Жилиндинского наслега в Оленекском районе Якутии.

А в начале февраля республиканские СМИ взбудоражила информация о том, что «Восток Инжиниринг» планирует начать строительство причала для перевалки руды (не менее 200 тысяч тонн в год) с Томторского месторождения недалеко от села Качикатцы Хангаласского района. Добытая руда будет перевозиться с участка, находящегося в Оленекском улусе, по автозимнику до базы «Приленская» (Булунский улус). Затем по Лене до Качикатцев (Хангаласский улус), потом автотранспортом до станции железной дороги Кердем, откуда уже и будет вывозиться за пределы республики.

Экологи, местное население выразили активный протест, опасаясь экологической катастрофы в случае возможных аварий при транспортировке или недолжного хранения опасного сырья. Дело в том, что состав руд неоднороден и попутными компонентами редкоземельных металлов являются весьма радиоактивные стронций, уран, торий.

В июле этого года наш корреспондент выезжал на месторождение и лично произвёл замеры уровня радиации в кернохранилище (место, где хранится добытая руда в герметичных маркированных ящиках) и в его окрестностях. Дозиметры показывали разный уровень гамма-излучения. Самый высокий показатель был 235 микрорентген в час прямо на поверхности нескольких ящиков, однако в радиусе пяти метров уровень уже не превышал естественного фона местности. Как пояснил тогда Сергиенко нашему изданию, примерно 5% добытых кернов показали повышенное содержание природных радионуклидов. Это первая транспортная категория, которая допускает перевозку грузов любым транспортом, без особых мероприятий по безопасности.

Основные полезные компоненты руд Томторского месторождения - ниобий, иттрий, скандий, редкоземельные элементы цериевой (лантан, церий, празеодим, неодим) и иттриевой (европий, самарий) групп являются стратегическими материалами, применяемыми в ракетостроении, производстве магнитов, электродвигателей, ветровых и солнечных электростанций, компьютеров, мобильных телефонов, оборудования для химической промышленности и всей современной электронной техники, а также в медицине.