09.02.2017

Токсичная реакция на редкоземы. В обществе снова разогревают экологические страхи

Якутск. 09.02.2017.  Газета ЯКУТИЯ -  31 января в селе Качикатцы Хангаласского района состоялось собрание населения. Тема - доставка руды с Томторского месторождения редкоземельных металлов по реке Лене до Качикатцев и перевалка там на железную дорогу. Это вызывает у местного населения не просто большие опасения, а негативную реакцию, которая постоянно подогревается в социальных сетях и ватсапе доморощенными экологами и а-ля-патриотами.

Отсутствие информации рождает слухи и домыслы

Напомню, что точно такая же волна была поднята при строительстве ВСТО, когда пугали массовыми разливами нефти. И что? ВСТО работает, люди получили хорошо оплачиваемую работу, а бюджеты всех уровней - дополнительные (и не малые) доходы. Совсем недавно активисты выходили на митинги против строительства завода в Мегино-Кангаласском районе и добились своего, предприятие будет построено в верховьях Лены, вот только не в Якутии. Там люди эту идею приняли на ура. Теперь Качикатцы. Вернее, не теперь, еще в 2015 году, когда встал вопрос о разработке Томторского месторождения.

«Любой новый промышленный проект вызывает вопросы общественности, - говорит заместитель исполнительного директора ООО «Восток Инжиниринг» Натан Вербух. - Тем более, если речь идет о вывозе руды, пусть и слаборадиоактивной, в которой в небольших количествах присутствуют уран и торий. Мы провели не одну встречу с общественностью в Оленекском районе, неоднократно возили представителей общественности района на месторождение, проводили совместные замеры фона, в том числе у автомашин с пробами, которые отправлялись на исследования. Местная община «Чымаара» регулярно приезжает на «Буранный», некоторое время даже жили у нас на территории лагеря геологоразведки».
Несмотря на то, что транспортировка руды планируется не раньше 2020 года, компания уже сегодня собирается обсудить этот вопрос с населением Хангаласского района. «Мы будем объяснять жителям, что руда проходит много уровней контроля, что ее перевозка будет соответствовать всем нормам безопасности российского законодательства - одного из самых жестких в мире, - говорит Натан Феликсович. - При геологоразведке наши подрядчики вели журнал учета радиационного фона руды, потом каждая автомашина проверялась постом общественного контроля Оленекского района, после чего каждая проба поступала на изучение в радиологическую лабораторию Санэпидемстанции Якутска. И на последнем этапе радиологический контроль производился в принимающем научном институте в Москве». Согласитесь, такая многоступенчатая проверка дает определенные гарантии.

Повышенный радиационный фон не зафиксирован

Начнем с того, что руда Томторского редкометального месторождения лежит в земле Оленекского района миллионы лет, так что, как говорит зам исполнительного директора ООО «Восток Инжиниринг», там в некотором смысле создалась естественная лаборатория по изучению взаимодействия руды с экосистемой. В районе участка «Буранный» болотистая местность, множество речек и ручьев. Так вот ни до, ни после геологоразведки экологи не зафиксировали в воде повышения концентрации каких-либо вредных веществ или радиационного фона.

На мой взгляд, вызывает доверие тот факт, что экологическое сопровождение геологоразведочных работ на участке «Буранный» до 2019 года проводит НИИ прикладной экологии Севера СВФУ им.М.К.Аммосова по Программе комплексного экологического мониторинга, согласованной с республиканским Министерством охраны природы.
«Восток Инжиниринг» представил вывод из последнего отчета за 2016 год: «В целом, основываясь на фактическом материале за период исследований 2014-2016 гг., необходимо отметить, что эколого-геохимическое состояние на большей части территории ЛУ «Буранный» Томторского редкоземельного месторождения соответствует допустимому уровню загрязнения, природному состоянию». Как заверили нас в компании, они намерены вести работы «исключительно в зимний период и максимально бережно по отношению к окружающей среде».
Что касается химического состава руды, то радиоактивные уран и торий содержатся в ней в небольшом количестве (0,005% и 0,13% соответственно) и могут быть выделены из руды только в результате сложного технологического процесса с применением кислоты, давления и высоких температур. Именно поэтому обогащение руды и производство редкоземельных металлов будут организованы на специализированной площадке вне территории Республики Саха (Якутия).
Добавим, что руда Томтора не растворяется водой (лед в добытых кернах имеет питьевое качество).
«В настоящее время половина всех добытых в результате нескольких сезонов геологоразведки проб руды хранится в кернохранилище на территории Томторского месторождения в Оленекском районе,— пояснил Натан Вербух.- Радиационный фон в помещении кернохранилища, по замерам представителей общественности Оленекского района — не превышает 38 мкР/ч. Замеры у автомашин с пробами дают объективную картину: мощность гамма-излучения на расстоянии 1 метра от кузова автомобилей — 16-20 мкР/ч, при этом по существующим нормативам ограничения для первой транспортной категории — не более 100 мкР/ч на расстоянии метра от контейнера». Чтобы было понятнее, радиационный фон в салоне пассажирского самолета Якутск — Москва — более 300 мкР/ч.
Что касается нестыковки между IV классом минерального сырья и Первой транспортной категорией, отмеченной якутскими журналистами, то руда Томтора действительно относится к IV классу сырья, также, как, например, руда олова. Однако удельная радиоактивность усредненной руды Томтора — меньше 7 кБк/кг, а при верхней границе для первой транспортной категории — не более 10 кБк/кг. Так что никаких расхождений и тем более подтасовок здесь нет. Заместитель исполнительного директора ООО «Восток Инжиниринг» Натан Вербух заверил, что руководство компании «обязательно встретится с жителями улуса и даст подробные разъяснения о проекте для всех жителей республики».
Есть ли плюсы?
Уже сегодня до начала освоения месторождения компания в Оленекском районе создает рабочие места, привлекает и обучает местные кадры. В Хангаласском районе будут созданы не менее 100 рабочих мест. Добавьте НДФЛ, пополняющий бюджет муниципалитета, доходы от налогов подрядных организаций и регистрации автотранспорта в районе, другие доходы. Это развитие и строительство инфраструктуры.
Редкоземельные металлы — новая отрасль не только для республики, но и для страны в целом. И освоению Томторского месторождения уделяется особое внимание на всех уровнях. «Государство просто не позволит, а мы не имеем права разрабатывать его с нарушением экологических норм»,— считают в компании.


Сахамин АФАНАСЬЕВ, министр охраны природы РС(Я):
— Вначале нужно сделать акцент на том, что Томторское месторождение редкоземельных металлов — кладезь колоссальных ресурсов редких элементов. Лицензию на разработку участка «Буранный» получила компания «Восток Инжиниринг», начать добычу она планирует в 2018-2020 годы. Тем временем мы оцениваем все плюсы и минусы логистики.
Транспортировка руды предусматривает ее упаковку в контейнеры, перевозку их по реке Лене до Качикатцев и последующую перевалку по железной дороге. Конечная точка — горно-химический комбинат в Красноярске.
Природоохранные структуры в лице Министерства охраны природы РС(Я) оценили все возможные риски. Радиоактивные показатели упакованных в контейнеры остатков не должны превышать 250 микрорентген в час. Контроль будет организован на всем протяжении перевозки груза. Мы будем руководствоваться государственной программой «Охрана окружающей среды РС(Я) на 2012-2017 годы», в которой имеется подпрограмма «Обеспечение радиационной безопасности на территории РС(Я)», тем самым осуществлять исследования радиационной обстановки в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Светлана АРТАМОНОВА, старший научный сотрудник Института геологии и минералогии им. B.C.Соболева СО РАН в г. Новосибирске, доктор геолого-минералогических наук:
— Ввиду уникальности томторские руды не требуют дополнительного обогащения, потому непосредственно на участке не предусматривается строительство обогатительного комбината. Извлеченная из недр руда будет на месте упаковываться в надежные герметичные тары и доставляться до горно-химического комбината. По пути руда не будет подвергаться перезагрузке из тары — таково одно из основных требований Министерства охраны природы РС(Я), на всех этапах транспортировки она будет в герметичных запломбированных металлических контейнерах.
Первоначальный вариант транспортировки руд по Северному морскому пути «месторождение - река Анабар — Красноярский край» затрагивал территорию Якутии минимально. Но этот вариант оказался неподходящим для недропользователя ООО «Восток Инжиниринг» по причинам короткого периода навигации, недостаточной глубины вдоль морского побережья для строительства морского порта и др.
Соблюдение всех условий, упаковки и перевозки руды должно обеспечить экологическую безопасность этого пути вывоза. Строгий контроль со стороны Минприроды PC (Я) и органов Госсанэпиднадзора и делают приемлемым этот вариант вывоза руды.
Известно, что каждый контейнер перед вывозом будет проверяться службами ГСЭН и оцениваться по степени радиоактивности (по мощности общего гамма-излучения), будет пронумерован и опломбирован, при нем будет сопроводительный документ с информацией о радиоактивности груза. Эти условия лягут в основу строгого учета и экологического контроля, на каждом этапе перевозки.

Александр ТОЛСТОВ, заместитель директора ИГМ СО РАН, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный геолог РФ и РС(Я), первооткрыватель Томторского месторждения:

— В свое время мы разработали, предложили и успешно апробировали в Государственной комиссии по запасам в Москве вариант Технико-экономического обоснования транспортировки руды с минимальной логистикой по Якутии, а именно через входную водную пристань Юрюнг-Хая. Тогда все, казалось бы, было согласовано. Дальнейшая транспортировка по Енисею не вызывала протеста у коренных жителей Красноярского края, Эвенкии и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов. Сегодня нельзя однозначно судить о безопасности выбранного в варианта маршрута транспортировки руды.
В новом варианте, предложенном владельцем лицензии, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» обсуждаемого маршрута «Сиктях—Качикатцы». Интересно, но ведь не возник же подобный вопрос, когда обсуждался вариант прокладки газопровода в Китай через все наиболее обжитые районы Якутии. Наоборот, этот вариант был для экономики Якутии наиболее выгодным.
Вывоз руды с Томтора по реке Лене с максимальной протяженностью маршрута через территорию республики — это новые рабочие места, поступление дополнительных налогов в республиканскую казну. Это понятно и приемлемо. Что касается экологических рисков, то, как уже подчеркнула моя коллега Артамонова С.Ю., экологические ри¬ски вывоза по вышеприведенно¬му маршруту могут бьть сведены на «нет» при должном уровне государственного экологического контроля.
Руды Томторского месторождения уникальны, необходимо начать отработку месторождения, но его расположение вдали от существующей транспортной инфраструктуры требует обдуманного решения.


ГЛАС НАРОДА: МНЕНИЯ ВСЁ ЖЕ РАЗНЫЕ
Общественные слушания по проекту промышленной разработки Томторского месторождения редкоземельных металлов, по планам ООО «Восток Инжиниринг», будут проведены в 2019 году, но это именно официальные слушания по проекту, хотя с населением представители компании уже встречались, разъясняя суть проекта. Что касается способа транспортировки извлеченной руды до места переработки, компания пока не торопится обсуждать этот вопрос с населением.
Между тем жители Оленекского улуса и села Качикатцы Хангаласского улуса настроены весьма решительно: не дать разрушить экологию родного края! По их мнению, разработка и транспортировка радиоактивных металлов губительно воздействуют на окружающую их среду.

ПЫЛЬ, ГРЯЗЬ, ЧУЖИЕ ЛЮДИ

Константин ДАВЫДОВ, специалист администрации  МО «Качикатцы» Хангаласского района:
— Я против того, чтобы через наше село проезжали машины, груженные радиоактивной рудой! Даже если ее, как утверждают разработчики проекта, будут возить в специальных контейнерах. Масса большегрузных машин, пыль, грязь, чужие люди — все это, думаю, не с лучшей стороны отразится на жизни села. Тем более дорога пройдет по нашим сенокосным угодьям, пастбищам, пашням. О каких чистых экологических продуктов после этого может идти речь?! У нас и сейчас летом пыль стоит от федеральной трассы.
Нам говорят: вам построят дорогу, сделают освещение. Мол, цивилизация придет. Но я лично никакой выгоды от этого для населения не вижу.  Еще заставят нас потом платить за проезд по этой дороге, как в Ленске «Сургутнефтегаз».
И, кстати, строительство автодороги от федеральной трассы до перекрестка, ведущего в Качикатцы, протяженностью 4 км должно по плану начаться нынче весной. Без всякого «Восток Инжиниринга».

ИЗМЕНЕНИЕ ЖИЗНИ — ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕН

Роман КУПРИЯНОВ, директор СХПК «Качикат»:
— Дорога для транспортировки руды проляжет через нашу деревню. И, по мнению разработчиков, это самый оптимальный вариант.
Я считаю, Качикатцы не должны оставаться в стороне от общей тенденции, когда жизнь вокруг развивается очень активно. Мы тоже должны идти вперед, открывать для себя что-то новое. Так что приход в Якутию крупных промышленных компаний и, как следствие, изменение жизни, ландшафта — это требование времени. Я консультировался со специалистами, которые говорят, что радиация при добыче редкоземельных металлов выделяется только при вскрышных работах и переработке. А ведь через наше село будут только транспортировать руду, к тому же в специальных контейнерах.
А насчет радиации скажу так: по федеральной трассе М-56, которая пролегает всего в километре от нас, неизвестно какие грузы возят, может, что-то с радиацией тоже, просто мы об этом не информированы.

НАСЕЛЕНИЕ ОПАСАЕТСЯ

Николай СЕМЕНОВ, глава СП «Жилиндинский национальный наслег»
— Встреча населения с ООО «Восток Инжиниринг» состоялась в конце 2015 года. С тех пор мы их только мимоходом видим. Ждем общественные слушания. Томторское месторождение редкоземельных металлов располагается в 120 километрах от Жилинды и всего в 50 км от речки Удьа, 20 км от речки Чимнара. Это места традиционного промысла наших жителей, там кочуют наши олени. Кроме того, рядом с месторождением есть озера, где мы рыбачим. Население опасается, что с началом разработки Томторского месторождения местность закроют для промысла, кочевья
Кроме того, если будет принято добывать руду открытым способом, люди справедливо боятся радиации. Поэтому мы будем добиваться того, чтобы при разработке проекта избрали шахтный метод.
(К слову, при шахтном методе значительно увеличивается объем проводимых работ, количество привлекаемой тяжелой горной техники и кратно вырастает площадь участка, подвергающегося экологическому воздействию — прим. ред.)