07.12.2017

ДРУГОЙ ДОРОГОЙ

Газета ЯКУТИЯ - Руда с Томторского месторождения редкоземельных металлов (Оленекский район) не будет перевозиться через всю территорию Якутии. Выбран новый маршрут, более щадящий. Протяженность трассы по территории республики на запад в сторону Красноярского края составит не более 180 км. Об этом сообщает пресс-служба ООО «Восток Инжиниринг».

Компания выбрала наиболее короткий маршрут по территории республики. При строительстве трассы на восток, в сторону реки Лены, протяженность зимника составила бы 439 км.
Маршрут не предполагает использование рек для перевозки руды, не пройдет через населенные пункты и не затронет особо охраняемые природные территории (ООПТ). Единственная ледовая переправа на территории Якутии на реке Анабар планируется в районе минимальных глубин (1,5–2 метра).

Ранее «Восток Инжиниринг» высказывался о другом маршруте транспортировки руды — вывоз ее до перевалочного пункта Приленского, а с началом весенней навигации речным транспортом доставлять ее до причала, который намеревались построить в полутора километрах от Качикатской переправы. Далее автомобильным транспортом — до станции «Кердем», оттуда — по железной дороге к месту переработки.
Тогда, в феврале этого года, население Хангаласского района высказалось против планов компании.

Так или иначе, тот вариант транспортировки руды признан менее перспективным вследствие большого количества ледовых переправ на зимнике, высоких затрат на строительство и ежегодное восстановление причалов, а также необходимости проведения дноуглубительных работ.

Лена Волкова, директор ГБУ «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга»:
— Новый зимник свяжет Оленекский район с Красноярским краем и портом Хатанга. Порт хорошо оборудован для перевозки подобного груза. Пока еще неизвестно, каким маршрутом пойдут суда по Северному морскому пути — на запад в сторону Красноярского края либо направо — до Владивостока. Перерабатываться руда будет в городе Краснокаменске Читинской области. В любом случае для нас это хороший исход: транзит опасных веществ через всю Якутию осуществляться не будет, риски по нашей главной водной артерии — реке Лене снижены.

Мы выезжали два раза на месторождение — в апреле и в июле. Весной отбирали пробы снегового покрова, чтобы оценить влияние радиации на атмосферный воздух. Летом провели еще более комплексный мониторинг. Значимых ухудшений окружающей среды не зафиксировано.

В настоящее время выполнена камеральная оценка возможности строительства зимника, подписано соглашение о намерениях с Хатангским морским торговым портом. Строительство зимника запланировано на конец 2020 года. Начало перевозки руды — с января 2021 года.

На автотранспортном предприятии будет создано до 500 рабочих мест. Приоритет в трудоустройстве будет отдан жителям Оленекского района. Пользоваться зимником смогут и местные жители.